Мой сайт
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вторник, 21.05.2024, 03:45
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2014 » Февраль » 21 » Портрет русского буржуа в интерьере эпохи
    03:17
     

    Портрет русского буржуа в интерьере эпохи

    Медиа

    Портрет русского буржуа в интерьере эпохи

    Портрет русского буржуа в интерьере эпохи 26 Декабря 2013

    Портрет русского буржуа в интерьере эпохи

    24 декабря в Государственном историческом музее открылась выставка «Купеческий портрет XVIII – начала XX века из собрания Исторического музея. Живопись. Дагерротипия. Фотография».

    Выставка купеческих портретов, принадлежащих двум коллекциям из собрания музея – живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии, – задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия (первые два – дворянство и духовенство – «Культура.рф») старой России на протяжении более двух веков.

    «Уникальное собрание музея дает возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения - к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия», - объяснила концепцию проекта «Культуре.рф» одна из авторов выставки, Наталья Перевезенцева.

    Как подчеркивают кураторы выставки, портреты представителей купеческих родов XVIII – начала XIX века заказывались и исполнялись, в основном, для фамильных портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев: на них купцы, сохраняя свой патриархальный облик (окладистая борода, узнаваемая прическа с прямым пробором и другие приметы времени), позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. Анонимные портреты «купецких людей» XVIII в. воспринимаются как выражение человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее и изысканная купчиха в шелковом платье с декольте и с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины.

    Особый интерес у посетителей вызывает картина XVIII века, изображающая обряд торопецких купчих перед свадьбой: как рассказали «Культуре.рф» в музее, смысл изображаемой церемонии не до конца понятен даже теперь, но можно предположить, что неизвестный художник запечатлел купеческий девичник: подружки невесты, разряженные в пух и прах, коротают последнюю девическую ночь своей подруги у нее в доме. Рядом - накрытый стол с яствами, в уголке сидит невеста в скромном темном сарафане – в этом наряде ее с утра повезут к жениху.

    Торопецкий (Торопец – местность в Тверской области – «Культура.рф») женский наряд и особенно головной убор уникален – он соединил в себе русские и европейские черты, вышит жемчугом и, самое главное, по его бокам, как шторки, ниспадают рясы – замужняя женщина такой «занавеской» закрывала половину лица. А незамужние прикрываются на картине веером (по-торопецки, «махальцем» - поэтому их лиц практически не видно). Купеческий «дресс-код» в Торопце два столетия назад настолько отличался от общепринятого, что Екатерине Великой даже преподнесли в подарок как диковинку куклу в наряде торопецкой купчихи, с венцом и рясой на голове, а в начале XIX века император Александр I заезжал в Торопец, чтобы лично подивиться на такое «чудо»...

    Возвращаясь к выставке, можно добавить, что в первой четверти XIX века в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного портрета в другой. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются «в тени». Неудивительно, что нам почти никогда не известны имена людей, изображенных на портретах - как, впрочем, и имена живописцев.

    Живописный портрет второй половины XIX – начала XX века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца – и тогда, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, в портрете невольно проступало лицо нувориша.

    Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Басниных, Кузнецовых и др.) заказывались как для общественных мест – благотворительных заведений, государственных учреждений, так и для особняков «купеческой аристократии», как, например, конный портрет англомана и коллекционера Евфимии Носовой-Рябушинской работы А.Я. Головина, напоминающий брюлловскую «Всадницу». В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне коллекции или за столом в кабинете.

    Дагерротипия – изысканное искусство малых форм – просуществовало недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было очень популярно в просвещенной купеческой среде, старавшейся приобрести памятную реликвию или «сувенир чувств», отличавшийся от живописного портрета камерностью и магическим жизнеподобием.

    На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров – таких, как Тропинин, Маковский, Серов. Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной энергии личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, мецената и благотворителя.

    На выставке также можно увидеть предметы купеческого коллекционирования, связанные, прежде всего, с бытовой культурой третьего сословия – народный костюм и украшения, купеческие портреты, предметы антиквариата, старинная мебель, иконы.

    Выставка продлится до 31 марта 2014 года

    Опубликовать в социальных сетях:

    Просмотров: 353 | Добавил: oserece | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz