Плачущий и посиневший от холода младенец в коляске - полуголый, несмотря на холодный осенний день, - не мог не привлечь внимания прохожих. "Присматривающий" за ребенком отец был пьян настолько, что не хотел ничего понимать. Возмущенные люди вызвали на место происшествия полицию.
Далее...
Двухмесячного малыша сразу же отправили в больницу, и сейчас его жизнь вне опасности. Увы, мать малыша, когда ее нашли, оказалась в таком же состоянии, как и отец. По данному факту полиция возбудила уголовное дело по статье 123. Она предусматривает наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет за помещение или оставление человека в условиях, опасных для его жизни и здоровья.
Два ЧП за неделю
А еще через несколько дней из окна второго этажа одного из нарвских многоквартирных домов выпал трехлетний мальчик - к счастью, малыш остался жив и отделался лишь переломом лодыжки. Соседи рассказали полицейским, что мальчик частенько забирался на окно. А его легкомысленную маму часто видели нетрезвой. Полиция возбудила уголовное дело по той же статье.
- Таких ЧП в Нарве не было уже очень давно. С интервалом меньше недели произошло сразу два случая, когда жизнь детей была поставлена под угрозу по вине пьяных родителей. Родители, которые по закону должны заботиться о своих детях, оставляют их одних или без должного присмотра, и это не может не вызывать тревоги, - обеспокоена ведущий констебль службы охраны порядка Нарвского отделения Идаской префектуры полиции Александра Резункова.
Тревогу вызывает то, что практически каждый месяц в нарвской полиции оказывается один-два потерявшихся ребенка. Как правило, эти малыши - дети пьющих родителей.
В этом году травм и других тяжких последствий не было, но если ребенок оставлен без присмотра, с ним может произойти все что угодно.
Родители не замечают, что потеряли ребенка
- Возраст потерявшихся детей разный - от трех до шести лет. Конечно, бывает и так, что семья вполне благополучная - просто мама случайно отвлеклась и потеряла ребенка из виду. Но, как правило, общаясь с такими родителями, мы выясняем, что они злоупотребляют алкоголем. Причем многие не сразу и замечают, что детей-то рядом нет! Кто-то спохватывается через сутки и сам звонит в полицию, кого-то вообще приходится разыскивать и сообщать, что их ребенок находится в приюте. О таких семьях мы сразу сообщаем в социальную службу, - рассказывает Александра.
Нынешним летом в полицию примчалась в истерике молодая мать с заявлением о пропаже ребенка. Оказалось, что накануне мать так хорошо погуляла со своими подругами, что даже не заметила, как ее дочка куда-то исчезла. Выяснилось, что пока мама выпивала, одна из ее подруг увезла ребенка к своим родителям.
Ведущий констебль отмечает, что горожане, как правило, не оказываются равнодушными к таким ситуациям: люди всегда сообщают о потерявшихся детях. Многие звонят в полицию, чтобы сообщить о родителях, которые не занимаются воспитанием, плохо смотрят за ребенком, уходят надолго и оставляют малыша одного. Обращаются в полицию обычно соседи, а иногда - председатели квартирных товариществ.
- Но все-таки принять меры к таким родителям и взять их под надзор может только социальная служба. Конечно, о таких случаях мы сразу сообщаем им - они берут семью под контроль и начинают ее регулярно посещать, - говорит Резункова.
Не оставайтесь равнодушными
Часто все же соседи, наблюдая за неблагополучной семьей, сомневаются, стоит ли сообщать о ней в полицию: мол, надо ли вмешиваться в чужую жизнь и портить отношения с соседями?
- Лучше всего обращаться не в полицию, задача которой - борьба с преступлениями, а в социальную службу к инспекторам по охране прав детства. Но обращаться нужно - чтобы ситуация не доводилась до крайности. Ведь в неблагополучной семье родители могут применять к ребенку физическое насилие, он может голодать, не получать элементарные вещи для собственной гигиены, может перестать ходить в школу. Если вовремя вмешаться в эту ситуацию, ребенок получит помощь, - советует Александра.
Да и родители, какими бы безнадежными они ни казались, - все же самые близкие и важные для ребенка люди. Поэтому своевременное обращение в социальную службу может дать дополнительный шанс неблагополучной семье: с родителями будут работать социальные работники и психологи, и, возможно, дело не дойдет до крайней меры - лишения родительских прав.
Ирина ТОКАРЕВА
В Эстонии развит синдром детского сотрясения
Синдром детского сотрясения, заканчивающийся сверхтяжким повреждением мозга и даже смертью ребенка, в Эстонии, с учетом числа населения, встречается почти в два раза чаще, чем в мире в целом.
Как пишет "Постимеэс", в Эстонии за год в больницу попадают 7-8 младенцев, родители которых так сильно встряхивали их, что дети получали повреждения головного мозга и переломы.
Синдром сотрясения ребенка означает, что когда сильно трясут детей, которым еще нет года, при незафиксированном положении головы разрываются мембраны мозговых клеток и повреждается мозг в целом.
Во многом благодаря детскому неврологу клиники Тартуского университета Инге Талвик, стало известно, что в Эстонии сегодня СДС встречается у 40,5 ребенка на 100 000 детей до одного года. В мировом масштабе этот показатель значительно ниже, в среднем 27 случаев на 100 000 младенцев, которым еще нет года.
По словам ведущего инспектора службы защиты детей Пыхьяской префектуры Пилле Алавер, с 2004 года, когда была создана их служба, было проведено шесть уголовных расследований по факту синдрома сотрясения ребенка.
Один из самых громких случаев, ставших достоянием общественности, имел место в 2004 году: 22-летняя женщина, тряся своего месячного сынишку, причинила ему тяжкое повреждение мозга.
Игорь Андреев
www.etv24.ee